Сегодня мы завершаем наш благотворительный проект «Сказка. Спеши узнать родное» Более полугода каждую неделю на нашем сайте звучали сказки разных народов – смешные и грустные, волшебные и бытовые, сказки о животных и про людей разные сказки!
В нашей завершающей программе прозвучит итальянская (сицилийская) народная сказка, которую рассказывают Мария Тавани, ученица школы «Гармония» в Милане (Италия) и Румия Бравина, библиотекарь этой школы
И это не случайно! Именно итальянские поэты XVI – XVII впервые обратились к народной крестьянской сказке и включили ее в свои произведения.
Первыми европейскими сказочниками, принято считать итальянских поэтов Джован Франческо Страпарола да Караваджо (1480-1558) и Джован Баттиста Базиле (1566-1632).
Годы жизни Страпаролы неизвестны. Предполагают, что он родился около 1480 года в небольшом селении Караваджо, расположенном неподалеку от Бергамо, а умер приблизительно в 1558 году. Многочисленные стихотворные сочинения не снискали ему особой славы. Поэтом он был посредственным. В литературе Страпарола остался благодаря сборнику новелл «Приятные ночи», в котором несколько новелл написаны на бергамском диалекте итальянского языка и отличаются большой реалистичностью в описании крестьянского быта. Вот так в литературу Возрождения вошла крестьянская волшебная сказка, с ее диалектальными словечками, пословицами и прибаутками, с ее феями, удачливыми дураками и непобедимым народным оптимизмом.
Страпарола наткнулся на крестьянскую сказку случайно и не оценил всех заложенных в ней возможностей.
И лишь через восемьдесят лет появился первый сборник народных волшебных сказок. Он включал 50 сказочных новелл, написанных на неаполитанском диалекте итальянского языка, которые впервые собрал и записал Джован Баттиста Базиле, граф Тороне. Его, написанная в стиле барокко «Сказка сказок», является первым в истории европейской литературы сборником сказочного фольклора. Некоторые из этих сказок позже стали хрестоматийными, но после обработки француза Шарля Перро и немцев братьев Гримм ( «Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах» и др.).
Кстати, в памяти горожан Неаполя сказки Базиле живут и поныне. И даже существует движение сказочников и собирателей сказочного фольклора, считающих себя наследниками Базиле: они совершенно серьёзно говорят о сказке как о средстве социальной терапии…